Пожалуй, самый заметный прирост онлайн-продаж в период пандемии показали отрасли, связанные с продовольственными товарами. Поспособствовали этому как факторы, лежащие на поверхности, такие, как стремление покупателя минимизировать выход из дома для покупки товаров повседневного спроса, обусловленное запретительными мерами и угрозой получить штраф, так и то, что эта сфера — одна из самых простых для выхода в онлайн. Казалось бы, есть склад, забитый товаром, есть спрос, как нельзя кстати подогретый коронавирусной ситуацией. Принимаем заказ онлайн, отважные курьеры на всех парах везут его голодному клиенту.
Для крупных игроков, которые и до самоизоляции занимались тем же самым («Яндекс Еда» и «Delivery Club») дело обстояло именно так. Поэтому неудивительно, что их продажи, по разным оценкам показали рост от 400 до 700 процентов, а число заявок на подключение к сервисам — в шесть раз. Но даже им оказалось трудно справляться с настолько возросшим объёмом заказов. Среднее время ожидания заказа для клиента выросло в 1,5 раза, несмотря на все подключенные к доставке мощности («Яндекс Такси» и «Яндекс Лавка»).
С титанами индустрии всё примерно понятно, однако рядовому потребителю в изменившихся условиях оказалось недостаточно только сегмента готовой еды. Необходимо было закрывать и обычные продуктовые запросы. Хлеб, молочные продукты, сладости — всё то, что не возят люди в жёлтых или зелёных толстовках, по-прежнему востребовано, а значит эти потребности нужно кому-то удовлетворять.
На опыте компании uniSiter хотим рассказать о том, как в это непростое время сработали несколько наших клиентов. Какие шаги были предприняты, всё ли было гладко и каких результатов им удалось добиться.
Молочка не желаете?
Сфера торговли молочной продукцией довольно конкурентна, это очевидно каждому, кто хоть раз бывал в супермаркете. Перед витриной соответствующего отдела рябит в глазах от улыбающихся бурёнок, альпийских лугов и ласковых дядечек в поварских колпаках.
Как правило, в офлайн-точке покупатель делает выбор либо исходя из стоимости товара, либо просто кладет в корзину продукт того производителя, к которому он привык и уверен в его качестве.
В ситуации с онлайн-заказом молочных продуктов перед продавцом стоит 2 основных задачи:
- сделать рабочий инструмент для возможности осуществления такого заказа покупателем — максимально удобный, информативный и простой, так как процесс оформления заказа должен быть быстрым и понятным всем клиентам.
- донести до потенциального клиента, что всё то же самое и по той же стоимости он теперь может заказать онлайн и забрать у курьера прямо на пороге собственной квартиры
Надо сказать, что у томской компании iMilk к началу 2020 года существовало мобильное приложение для заказа продукции собственного производства, но после анализа статистики посещаемости и продаж было принято решение запустить именно интернет-магазин с возможностью заказа и оплаты онлайн, так как для значительной доли потенциальных клиентов, хоть и освоивших компьютер, необходимость скачивать приложение из магазина приложений, устанавливать его и привязывать банковскую карту оказалась непреодолимым барьером.
iMilk обратились к нам, в uniSiter, перед самым началом пандемии, так как запуск полноценного интернет-магазина в кратчайшие сроки — одно из главных преимуществ нашей платформы. По факту, при согласованной стилистике оформления, наличии готового логотипа, выбранном доменном имени и источнике наполнения сайта весь процесс запуска укладывается максимум в одну неделю.
Со второй задачей компания iMilk справилась блестяще. Являясь крупнейшим производителем молочных продуктов в Томской области, в рекламе бренда как такового она не особо нуждалась, ее продукция была на слуху и по праву пользовалась заслуженным доверием и спросом со стороны покупателей. Взрывного роста трафика на сайте удалось добиться всего двумя публикациями на региональных новостных сайтах, которые позволили выйти на показатель в 100 уникальных посетителей ежедневно, что является просто отличным результатом для «нулевого» сайта.
Минимальные затраты на маркетинг очень быстро окупились и позволили получить лояльных клиентов. Даже сейчас, когда повседневная жизнь в регионе практически вернулась к докризисному сценарию, на сайте ежедневно появляется 10-20 уникальных заходов.
Надо сказать, что кейс с iMilk — только один из сценариев, по которым ведет себя компания, желающая запустить торговлю онлайн, причем сценарий не самый трудный для постановки. Так или иначе, ассортимент предприятия, занимающегося производством и продажей молочной продукции — не очень велик, да и география бизнеса в основном ограничена только областным центром и пригородом.
«Широка страна моя родная»
В условиях жесткой конкуренции, когда человек может, не отходя от компьютера (пусть и вынужденно, как в случае с коронавирусом) заказать всё необходимое, на первый план выходят уровень сервиса и оперативность обработки заказов. Если клиента что-то не устраивает, он просто «голосует» ногами (а в нашем случае — пальцами) в пользу другой компании, предоставляющей такие же услуги. Поэтому дополнительным вызовом становится наличие у той или иной компании развитой филиальной сети, тем более с несколькими регионами присутствия, так как на сайте должна отражаться информация, консолидированная с нескольких географически разнесенных складов.
Другой наш клиент занимается торговлей снеками, хлебобулочными изделиями, сладостями и соками. Географически представлен в четырех городах: Барнаул, Краснодар, Новосибирск и Рубцовск. Исходя из такого расположения филиалов, для чёткого и бесперебойного обслуживания клиентов жизненно необходимы грамотно простроенные бизнес-процессы, связанные со складской деятельностью, контролем и анализом остатков товара, своевременным заказом постоянного и сопутствующего ассортимента.
Гибкая двусторонняя интеграция платформы uniSiter с 1С позволяет ppru.ru эффективно решать эти вопросы:
- синхронизировать товарные остатки на всех складах с сайтом компании;
- оперативно наполнять сайт товаром, который впервые появляется в ассортименте, включая его изображения, описание, характеристики;
- автоматически переносить данные о заказах и данных клиентов с сайта напрямую в систему учета;
- оперативно уведомлять клиентов в их личном кабинете на сайте об изменении статуса заказа;
- минимизировать ошибки ручного ввода, неизбежные при неавтоматической обработке заказов.
Играем по-крупному
Особняком стоят компании, сосредоточенные именно на B2B-торговле. В этом сегменте совершенно другие требования к процессу взаимодействия с клиентом, который, сам являясь владельцем бизнеса ценит клиенториентированность, скорость и качество обслуживания, а также удобство использования сайта, так как в конечном итоге это позволяет ему экономить самый ценный ресурс — время.
Третий герой нашего рассказа занимается оптовыми поставками одноразовой посуды и упаковки для предприятий сферы общественного питания. В период пандемии нагрузка на менеджеров по продажам выросла в разы, пропорционально количеству заказов у его клиентов.
Если ты неожиданно выбиваешься из наезженной колеи, теряешь значительную часть дохода из-за введенной самоизоляции, потому что твои клиенты сидят по домам, вынужден в максимально сжатые сроки осваивать новый для себя способ взаимодействия с потребителем твоей продукции (доставку), это навряд-ли добавит тебе доброжелательности, оптимизма и хорошего настроения. Тем более, когда твой доход напрямую зависит от оперативности работы всех задействованных отделов — закупок, процесса производства, логистики. Поэтому последнее, что тебе нужно — длительное и вдумчивое изучение ассортимента поставщика, выяснение того, по какой цене тебе отпустят ту или иную позицию, формирование и отправка ежедневных заказов в ручном режиме.
Именно поэтому клиент оценил возможности платформы uniSiter автоматически загружать списки необходимого в Excel-формате напрямую в корзину на сайте, возможность при авторизации в личном кабинете видеть свои индивидуальные цены, повторять ежедневные заказы нажатием одной кнопки, всегда быть в курсе того, на каком этапе обработки находится твой заказ в мобильной версии сайта.
Для клиента это также удобно, поскольку позволяет ему освободить отдел продаж от консультационной работы с текущими клиентами, ведь вся необходимая информация им доступна онлайн. Автоматизированная генерация и рассылка прайс-листов позволяют сообщать об изменении цены тем клиентам, которым по-старинке больше привычно работать с прайс-листами в табличном виде.
***
Режим самоизоляции стал испытанием для всего мира. Существующие интернет-магазины уже работают в условиях, максимально приближенных к боевым, война ведется за каждого клиента. Но одновременно пандемия стала и «призывным пунктом» для огромного количества компаний, которые либо только начали задумываться о выходе в онлайн, либо, наоборот, до этого времени откладывали создание интернет-магазина. Прямо сейчас, пока вы читаете эту статью, регистрируются новые доменные имена, сдаются заказчикам готовые проекты, молодые и амбициозные бойцы рвутся в бой.
Главное для такого свежего пополнения — не забывать, что для достижения успеха необходимо выходить на рынок соответствующе экипированным и подготовленным.