Как «Яндекс» планирует бороться за лидерство в e-commerce

Инвестбанк Goldman Sachs оценивает оборот всего рынка e-commerce в России в $34 млрд за 2020 год и считает, что к 2025-му он вырастет более, чем в 3 раза. Крупнейшие игроки сейчас: Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и AliExpress. Вероятно, в будущем к ним добавится и Сбермегамаркет.

За 2021 год Яндекс планирует вложить $650 млн в развитие e-commerce, предыдущий прогноз составлял $400–500 млн. Сейчас у e-commerce «Яндекса» («Маркета», «Лавка» и «Еда») восемь складов общей площадью 260 тыс. кв. м, 1200 человек в IT-команде «Маркета». Одну из самых сложных задач с логистикой Яндекс планирует решать за счёт собственных курьеров, фургонов и роверов, управляемых набором технологий.

У каждого из игроков есть свои преимущества: Wildberries номер один по обороту, AliExpress — по числу пользователей, у Ozon после IPO, пожалуй, больше всего финансовых ресурсов, сервисы Яндекса используют всю его экосистему, e-commerce сервисы Сбера смогут опираться на широкую клиентскую сеть банка и его финансовые ресурсы.

Таким образом в России формируется рынок из 5 игроков и монополия одного игрока в e-commerce невозможна. Аналитики Goldman Sachs оценивают, что к 2025 году три лидера рынка должны занять долю 65%.